-А-
АКМЕИЗМ
В переводе с греч. akme — это высшая степень чего-либо, цветущая сила. Течение в русской поэзии 1910-х гг. Одной из причин появления нового направления стала усилившаяся в последнее время полемика вокруг символизма.
Тогда Николай Гумилёв написал в одной из статей: «…символизм закончил свой круг развития и падает». Акмеизм не признавал порывов символистов к идеальному, не признавал размытости и текучести образов, не признавал тяжёлую метафоричность. Он словно возвращал к земному, естественному миру и точному значению слова.
Представителями акмеизма были Н. С Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Кузмин и О. Э. Мандельштам. Отправной точкой появления акмеизма можно считать издание в 1912 году сборника «Гиперборей». Сами представители акмеизма назвали себя достаточно прозаично — «Цех поэтов».
Акмеисты провозглашали культ земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». При этом утверждали первобытное, звериное начало и назвали себя адамистами (по имени Адама, первого человека на Земле).
Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко), которая начинала писать в рамках акмеизма, занимает особое место в поэзии этого направления. В 1912 г. вышел её первый поэтический сборник «Вечер», в стихотворениях которого критики отметили сдержанные интонации, подчёркнутую камерность и психологизм.
Первый сборник и второй — «Чётки» (1914) — принесли А. Ахматовой громкую известность. Однако настоящему творцу всегда тесно в рамках одного направления. И скоро А. Ахматова отошла от акмеизма, приобретя свою неповторимую творческую манеру.
Основные черты акмеизма:
- демонстрация разрыва с символистами
- отказ от символа, который воспринимался как единственный способ постижения мира
- отрицание мистического
- соединение внутреннего мира с мудрой физиологичностью
- предметность, особая роль детали в поэтическом тексте
- безупречное строение и звучание стихотворения.
-Д-
ДЕКАДЕНТСТВО
От франц. Decadence, что значит «упадок». Так называют течение в литературе и искусстве, которое получило распространение в к. XIX — н. XX вв. Характеризуется тем, что не принимало и критиковало общепринятую мораль обывателей, боготворило и превозносило красоту, относясь к ней как самой большой ценности. Нередко эстетизировало человеческие пороки.
В русской культуре декадентство получило такие черты, как:
- отказ от гражданских идеалов гражданства
- сомнение в вере и в разуме
- погружение в личные индивидуалистические переживания.
Так представители интеллигенции и искусства пытались уйти от проблем действительности в мир грёз и иррационального. Декадентские настроения захватили даже представителей реалистического направления. Хотя чаще всего это было присуще различным модернистским течениям.
От фр. и англ. image, что значит «образ». Литературное направление русской поэзии XX века, которые несколько раньше зародилось в Англии. Отправной точкой появления этого направления принято считать создание в 1918 году А. Мариенгофом «Ордена имажинистов». У истоков новой организации стояли также бывший футурист В. Шершеневич и новокрестьянский поэт С. Есенин.
29 января 1919 года состоялся первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день была опубликована Декларация нового объединения, где стояли подписи отцов русского имажинизма: Шершеневича, Мариенгофа, Есенина, Ивнева.
Русские имажинисты считали, самым главным средством выражения мыслей и чувств в литературе является образ («…только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени»).
У имажинистов было несколько издательств: «Чихи-Пихи», «Сандро». А еще кинотеатр «Лилипут» и скандально известное кафе «Стойло Пегаса».
Со временем среди имажинистов наметились разногласия, которые привели к разделению группы на 2 крыла: в правое вошли Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман и Есенин. В левое — Мариенгоф и Шершеневич. Стало понятно, что объединение скоро прикажет долго жить. Через какое-то время Есенин и Грузинов в газетной статье «распустили» группу «Имажинисты». Эта публикация вызвала бурю протеста других членов объединения, но повернуть историю вспять было уже невозможно.
-И-
ИМАЖИНИЗМОт фр. и англ. image, что значит «образ». Литературное направление русской поэзии XX века, которые несколько раньше зародилось в Англии. Отправной точкой появления этого направления принято считать создание в 1918 году А. Мариенгофом «Ордена имажинистов». У истоков новой организации стояли также бывший футурист В. Шершеневич и новокрестьянский поэт С. Есенин.
29 января 1919 года состоялся первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день была опубликована Декларация нового объединения, где стояли подписи отцов русского имажинизма: Шершеневича, Мариенгофа, Есенина, Ивнева.
Русские имажинисты считали, самым главным средством выражения мыслей и чувств в литературе является образ («…только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени»).
У имажинистов было несколько издательств: «Чихи-Пихи», «Сандро». А еще кинотеатр «Лилипут» и скандально известное кафе «Стойло Пегаса».
Со временем среди имажинистов наметились разногласия, которые привели к разделению группы на 2 крыла: в правое вошли Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман и Есенин. В левое — Мариенгоф и Шершеневич. Стало понятно, что объединение скоро прикажет долго жить. Через какое-то время Есенин и Грузинов в газетной статье «распустили» группу «Имажинисты». Эта публикация вызвала бурю протеста других членов объединения, но повернуть историю вспять было уже невозможно.
В 1925 году имажинисты выпустили последний и очень неудачный сборник, вызвавший язвительные отзывы критиков. В одной статье, перефразируя слова из Декларации имажинистов, было колко подмечено, что «моль времени» оказалась живучее «нафталина образов».
-М-
МОДЕРНИЗМ
От франц. Moderne, что значит «новейший, современный». Так называли многие явления искусства в целом и литературы в частности, которые стали появляться в н. ХХ в. Этот период характеризуется поиском путей самовыражения личности художника в литературе и других видах искусства.
Искусство этого периода приобретает следующие черты:
- становится синкретичным, то есть объединяет в себе зачастую разные свои виды и жанры (так, сливаются воедино музыка и поэзия, поэзия и живопись)
- опосредованно отражает жизнь, в то время как реализм стремился к максимальной конкретике
- распространяется неоромантизм
- зарождается так называемый сценический реализм.
Модернисты активно противопоставляли своё творчество традиционному искусству и называли его единственным истинным «искусством современности» и «искусством будущего». К модернизму относят:
- импрессионизм
- постимпрессионизм
- символизм
- стиль модерн.
-С-
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Период в истории русской культуры с 1890-х по н. 1920-х года. Традиционно считалось, что впервые выражение «серебряный век» было упомянуто в 30-ые гг. ХХ века, хотя встречается оно уже в 20-ых гг.
Границы «серебряного века» условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 г. — год смерти А. А. Блока, самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва, основателя акмеизма. Однако отсылки к поэзии «серебряного века» прослеживаются в позднем творчестве А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака.
Литература «серебряного века» — это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм. И символизм, и акмеизм, и футуризм — литературные течения, относящиеся к модернизму. Относительное единство литературе «серебряного века» придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма.
СИМВОЛИЗМ
ФУТУРИЗМ Период в истории русской культуры с 1890-х по н. 1920-х года. Традиционно считалось, что впервые выражение «серебряный век» было упомянуто в 30-ые гг. ХХ века, хотя встречается оно уже в 20-ых гг.
Границы «серебряного века» условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 г. — год смерти А. А. Блока, самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва, основателя акмеизма. Однако отсылки к поэзии «серебряного века» прослеживаются в позднем творчестве А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака.
Литература «серебряного века» — это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм. И символизм, и акмеизм, и футуризм — литературные течения, относящиеся к модернизму. Относительное единство литературе «серебряного века» придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма.
СИМВОЛИЗМ
Направление в искусстве 1870-1910-х годов. Ключевая роль в эстетике этого направления отводится символу. Считалось, что именно символ помогает интуитивно постичь сущность и идеи, тайны бытия и сознания. В России символизм часто воспринимался как «жизнетворчество», выходящее за границы искусства.
Как литературное направление русский символизм сложился на рубеже ХIХ и ХХ вв. Известные русские символисты — А. А. Блок, А. Белый, К. Бальмонт, В. Мережковский и З. Гиппиус, В. Брюсов, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб. Притом что все они принадлежали одному направлению каждый из них отличался особой творческой манерой и даже собственными философскими и эстетическими убеждениями.
Русские символисты открыто заявляли о том, что вся русская классическая литература насквозь символична и к символистам причисляли и А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, и М. Ю. Лермонтова. При этом символизм резко противопоставлялся реализму. Считалось, что реализм слишком примитивен и потому не может раскрыть суть вещей, не может постичь Истину.
Различают «старших» символистов и «младших» символистов. К первым относят Д. Мережковского, Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта и др. Ко второй А. Белого, С. Соловьёва, Вяч. Иванова, А. Блока и др.
В основе философии «младших» символистов лежат идеалистические взгляды Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. По мнению Вл. Соловьева, самая важная задача искусства состоит в создании «вселенского духовного организма», а само художественное произведение — изображение предмета и явления «в свете будущего мира». Поэт же — своего рода священнослужитель, проводник в мир духовного.
Поэзия символистов — это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ — это намек, который передаёт сокровенный смысл. Символисты создают сложную, ассоциативную метафору, которая абстрактна и иррациональна.
Черты символизма:
- идея о двух мирах (двоемирие) — потустороннем и реальном
- отображение действительности, мыслей и чувств в символах
- символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание
- особая роль отводится интуиции, которая выступает посредником в постижении действительности и даже изображении окружающего мира
- звукопись (аллитерация и ассонанс) как особый художественный приём
- постижение мира через мистику, поэт воспринимается как творец божественных, мистических, идеальных миров
- поэтика многоплановости содержания (намёки, иносказания)
- религиозные искания
- отрицание реализма
- в языке — развёрнутые, сложные, ассоциативные метафоры, ориентация на классический стих, но при этом изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога, отношение к слову как с шифру.
Разница в эстетических и философских взглядах «старших» символистов и младосимволистов
Символисты старшего поколения
|
Младосимволисты
|
|
|
-Ф-
От лат . futurum, что значит «будущее», или искусство будущего. Это авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., получившее распространение преимущественно в Италии и России. В России возникло одновременно с акмеизмом.
Футуристы отрицали искусство прошлого, традиции прошлых веков и культивировали эстетику урбанизма и техногенного общества, машинной индустрии. Они не боялись словесного эксперимента, специально эпатировали публику экстравагантным внешним видом, поведением, манерой исполнения стихотворений на сцене.
Самые яркие представители русского футуризма — В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Игорь-Северянин, А. Е. Кручёных, Д. Д. Бурлюк. Русский футуризм был разделён на 4 ветви:
1) кубофутуризм в рамках группы «Гилея» (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, Д. Д. Бурлюк)
2) петербургские эгофутуристы, которых объединило издательство «Петербургский глашатай» (Игорь-Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
3) московские эгофутуристы, которые печатались в издательстве «Мезонин искусства» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. Лавренёв)
4) московская группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров)
Теоретиком футуристов был В. В. Хлебников. В программной манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности…» А А. Е. Кручёных вообще считал, что поэт вправе создать свой, особый язык («заумь»), который будет понятен только ему самому и наделяется определённым, скрытым смыслом.
Из всех футуристов самой колоритной фигурой является В. В. Маяковский. Но не потому, что он был типичным футуристом, а именно потому, что его творчество было шире всего направления и глубже. И в плане тематики, которая была гораздо более заострённой, и в плане стилистики. Так, его «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» отличаются неповторимым стилем и просто фантастической образностью.
Основные черты футуризма:
- обращенность к будущему
- ощущение наступающего переворота в жизни
- приветствие краха старой жизни
- отрицание связей с классической литературой
- прославление нового человека и нового человечества
- антиэстетизм
- урбанистичность тем
- эпатаж буржуазного мира в жизни и в поэзии
- введение новой графики и звукописи
- разработка новых форм
- речевой эксперимент, создание «зауми» (эксперимент со словом приводи к появлению в языке футуристов огромного количества неологизмов, новых суффиксов, новые речевые обороты, особый синтаксис, новые приёмы подчинения слов и т. д.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий